Порядок регистрации ипотеки — особенность процесса
На чтение 3 мин. Просмотров 3
Обновлено 23.05.2022
Государственная регистрация ипотеки является завершающим этапом в совершении сделки купли-продажи недвижимости. Процедура заключается в регистрации в Едином государственном реестре сведений о том, что на приобретаемое имущество наложен арест, и он будет находиться в залоге на определенный срок. Государственная регистрация является гарантией юридической силы договора об ипотеке на высшем государственном уровне.
Подробнее о процедуре
Договор ипотеки представляет собой письменное соглашение сторон о залоге недвижимого имущества, при этом залогодержатель продолжает пользоваться заложенным объектом, но налагаются ограничения (обременения) до выполнения определенных условий (например, до полной оплаты обязательств перед банком по кредитному договору). При обременении клиент не имеет права продавать имущество или производить улучшения (например, перепланировку помещения) без письменного согласия другой стороны.
Залогодателем по договору об ипотеке может быть юридическое лицо, предоставившее заемное финансирование для приобретения недвижимого имущества, или физическое лицо при продаже объекта в рассрочку. Наложение ареста должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре (ЕГРН), который представляет собой электронное хранилище информации обо всем недвижимом имуществе, находящемся на территории Российской Федерации.
Государственная регистрация сделки по ипотеке — признание органами государственной власти возникновения прав на недвижимое имущество и условия перехода или прекращения существующих прав на объект.
Процедура регистрации
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется в следующем порядке:
- Собираются документы для регистрации ипотеки.
- Обращение в государственный орган, оказывающий услугу — Росреестр, передача документации.
- Осуществление юридического сопровождения сделки по корректировке заполнения всей информации.
- Проверка законности перехода прав на объект. Исключением являются нотариально заверенные сделки.
- Внесение информации в ЕГРН. Права залогодержателя могут быть удостоверены закладной, подписанной обеими сторонами в договоре об ипотеке.
- Удостоверение процедуры государственной регистрации передачи недвижимого имущества в залог. Залог на недвижимое имущество может быть оформлен не только на период действия кредитного договора с банком, но и, например, на период, в течение которого покупатель выполняет свои обязательства, то есть до передачи всех денежных средств по продаже недвижимости в рассрочку.
Читайте также: Условия и порядок оформления ипотеки на вторичном рынке недвижимости в ВТБ 24
Как проходит процедура в Росреестре?
Возможна регистрация ипотеки по закону на основании совместного заявления заемщика и банка-кредитора. Для нотариально удостоверенного договора об ипотеке государственная регистрация может быть произведена по заявлению нотариуса, удостоверившего договор.
После проверки всех представленных регистратором документов и проверки законности сделки (например, если среди собственников недвижимости есть дети, дополнительно необходимо предоставить письменное согласие органов опеки), информация фиксируется в реестре и сведения заверяются подписью и печатью.
Прохождение процедуры государственной регистрации является доказательством появления ипотеки.
Срок регистрации ипотеки
Для регистрации ипотеки и внесения характеристик в государственный реестр устанавливаются следующие сроки:
- ипотека земли, зданий или нежилой недвижимости — 15 рабочих дней.
- ипотека жилого помещения – 5 рабочих дней.
Особенности оформления ипотеки
Для удобства клиентов кредитные организации предлагают дополнительные услуги, позволяющие оформить ипотеку без посещения МФЦ и ЗАГСа.
Как происходит процесс оформления ипотеки:
- Специально назначенный сотрудник банка собирает пакет документов и отправляет их в государственные органы в электронном виде.
- Когда регистраторы Росреестра принимают документацию, начинается процедура государственной регистрации.
- Договор купли-продажи и выписка из госреестра с указанием собственника и наличия залога на недвижимость направляются на электронную почту покупателя (заверяется усиленной квалифицированной подписью, имеющей юридическую силу). Полученная декларация действительна бессрочно.