При получении ипотеки заемщики могут отказаться от дополнительных услуг, напомнили в Центробанке

2

При оформлении ипотечного кредита банки могут настаивать на заключении договора страхования с определенной страховой компанией. При этом у заемщика есть право выбрать страховщика по своему усмотрению среди компаний, указанных на сайте банка. Однако навязывать могут не только страховку но и, например, дополнительную юридическую помощь.

Навязанной может считаться любая услуга, которую клиенту представили в качестве обязательной, а она таковой не является, напоминают в отделении Центробанка в Красноярском крае. Навязыванием можно считать ситуацию, когда сотрудник банка проставляет в договоре согласие за заемщика на оказание ненужной ему услуги.

«Ипотечный договор предусматривает обязательное страхование только заложенной недвижимости, то есть квартиры или дома, которые покупаются в ипотеку. Если с жильем в период выплаты кредита что-то происходит, страховая компания выплачивает долг заемщика перед банком. Но бывает, что заемщику предлагают приобрести дополнительные страховки, например, от потери работы или застраховать жизнь и здоровье. В этом случае советую внимательно прочитать договор, выяснить, влияет ли страховка на размер ставки по кредиту. Страхуя риски, банк может снижать стоимость кредита. Если страховка не влияет на проценты по кредиту, следует оценить свои силы по выплате ипотеки, предусмотреть все ситуации и сделать правильный и выгодный для себя выбор», — комментирует управляющий отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев.

И даже после подписания страхового договора у заемщика есть право его расторгнуть. В течение 14 дней после оформления страховки действует «период охлаждения», когда заемщик может отказаться от страховки и ему должны вернуть все уплаченные деньги за страховку, включая агентские проценты.

Кроме того, для договоров, заключенных после 1 сентября 2020 года, предусмотрен возврат части страховой премии при досрочном погашении кредита. В таких случаях страховку вернут, вычтя из нее страховую премию за то время, пока заемщик пользовался страховкой. При этом комиссию, которая может составлять значительную часть стоимости страховки, возвращать не обязаны.

Другие случаи расторжения могут быть прописаны в договоре страхования. Этим документом может быть предусмотрен иной период, когда можно не только расторгнуть договор, но и вернуть часть средств за неиспользованный период. Однако эти условия не должны противоречить закону, например, устанавливать «период охлаждения» меньше 14 дней.

Если клиент полагает, что ему навязывают ненужную услугу, действуя неправомерно, например, заранее проставляют за него галочки о согласии на дополнительную страховку, можно написать соответствующее обращение в интернет-приемную Банка России. Важно сделать это до подписания договора, потому как после оспорить договор можно будет только в суде.

Источник: www.sibdom.ru