Девелоперы рассказали о космическом задирании цен на квартиры
«Больше всего людей подстегнул государственный пиар, пропаганда льготной ипотеки»
«Бешеный рост цен и темпов продаж жилья в России произошел прежде всего благодаря поддержке со стороны государства», – заявили участники конференции, посвященной девелопменту после пандемии. Спад спроса на квартиры произошел в январе, но уже в феврале покупатели снова отправились в риелторские компании. И стоимость квадратного метра незамедлительно поползла вверх.
Фото: АГН «Москва»
В девелопменте есть четкая сезонность. Значительный рост рынка происходит осенью; в декабре продается в два раза больше жилья, чем в любом другом месяце; в январе наступает затишье… «Февраль показал мощный рост спроса, мы перевыполнили бизнес-план в два раза. Я думаю, что до 1 июля будет, как в 2020 году, а потом нас ждет жесткая коррекция», – говорит вице-президент по маркетингу и продажам группы компаний «Кортрос» Филипп Третьяков.
После того как началась программа льготной ипотеки, рынок дошел до исторического пика, которого не было никогда, говорит Третьяков: «Больше всего людей подстегнул, конечно, государственный пиар, пропаганда. Народ организованно пошел покупать квартиры. Если продавать такими темпами, мы примерно на год раньше можем «закрыть» объект и более активно приступить к следующим проектам».
Представитель крупной компании признался: сейчас цена квартир не просто выше, а очень серьезно выше заложенной в бизнес-модели – на 20-30%. И это далеко не потолок. Теоретически цены можно задирать до космических пределов, особенно если говорить о жилье высокого класса.
– Есть психологический эффект, который срабатывает вне зависимости от наглости в задирании цены. После повышения стоимости метра на две-три недели продажи снижаются, а потом народ «переобувается» и снова начинает покупать – но уже по завышенным ценам. Ради выгоды можно две-три недели и потерпеть. Мы так часто делаем, – рассказывает руководитель крупной консалтинговой компании.
Трудно сказать, всем ли застройщикам в 2020 году повезло одинаково, но, по крайней мере, в накладе никто не остался. А вот среди покупателей мнения разделились.
– Элит-класс кризиса не заметил, поскольку понес минимальные финансовые потери. Примечательно, что во время пандемии у этой группы покупателей усилился интерес к частным резиденциям, – рассказывает директор премии Urban Awards Ольга Хасанова.
Покупатели «победнее», ориентированные на недвижимость бизнес- и премиум-классов, о дворцах не думают. Но тоже заинтересованы в получении жилья высокого качества, благо что обладают для этого достаточной платежеспособностью.
– Из-за удаленного режима работы граница между жилым и рабочим пространством постепенно стирается. Специалисты стараются так обустроить жилище, чтобы процесс работы из дома стал максимально удобным, – продолжает Хасанова. – В частности, оборудуют в новостройках мини-офисы, в которых можно провести переговоры, поработать на компьютере, распечатать документы на принтере. Продвинутые управляющие компании ставят кофейные аппараты, На территории жилых комплексов появляются ландшафтные парки, спортивные площадки, арт-объекты.
Директор департамента развития продукта группы компаний ФСК Петр Кирилловский говорит, что хит сезона – балконы шириной не меньше 1,2 метра, чтобы можно было не только «гулять», но и поставить тренажер или шкафчик для запасов. В некоторых домах их обустраивают во всех до единой квартирах. «Еще одно важное условие, которое мы закрепили в наших внутренних стандартах, – установка автоматических входных дверей. Безопасности служит еще один новый норматив: ширина коридора на этажах должна составлять минимум 1,8 метра. Доставка товаров из магазинов становится все популярнее, поэтому в общих коридорах выделяется зона для продуктоматов».
Кроме того, в домах премиум-класса появляются отдельные технические коридоры, лифты для строителей и подъема мебели. В этом же грузовом лифте сотрудники управляющей компании будут спускать бытовые отходы: от антисанитарных мусоропроводов застройщики по возможности отказываются.
– Грузовой лифт открывается с двух сторон, чтобы рабочие заходили не через холл, а с задней стороны. На этажах в специальных вентилируемых помещениях устанавливаются два бака для мусора. Каждый день рабочие забирают их и спускают в техническом лифте в паркинг, – поясняет директор по продажам группы компаний «Пионер» Диана Нилиповская. – Увы, в домах комфорт-класса мы не можем позволить применять такие решения, потому что клиенты не готовы платить за эксплуатацию по повышенным тарифам.
И, наконец, несколько слов о самой многочисленной категории – покупателях жилья эконом- и комфорт-класса. Не секрет, что в противоположность элите доходы у них снизились. А из-за 25-процентной инфляции на жилищном рынке реальная доступность массового жилья еще сильнее уменьшилась.