Эксперты назвали непрерывное обучение необходимым требованием к современным профессионалам
В наше время популярная поговорка «Век живи – век учись» звучит как никогда актуально, ведь в быстро меняющемся мире решающую роль играют именно знания, образование и профессиональные навыки. «МК» пообщался с ведущим экспертом Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Павлом Потеевым, чтобы выяснить, какие требования диктует профессионалам современная экономика, почему важно развивать новые образовательные форматы и как сбалансировать онлайн с привычным «живым» обучением.
Ведущий эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Павел Потеев
По мнению эксперта, сегодня идеальный карьерный путь для многих профессионалов похож на слоеный пирог: поучился – поработал – поучился –поработал. Но этот способ сложен в управлении, к нему в большинстве не готовы ни образовательные организации, ни работодатели. Развитие онлайн-формата помогло сладить остроту проблемы, благодаря возможности встраивать небольшие, но частые кванты обучения в рабочий процесс. Так, уже не первый год учатся занятые в цифровой экономике, в сфере, где быстро появляются и устаревают знания. Сотрудникам цифровых компаний и банков их службы персонала постоянно предлагают онлайн-курсы различной продолжительности и направленности. Их можно проходить в удобное время, с удобным темпом, даже с учетом наиболее продуктивного времени суток именно для обучающегося.
Преимущества онлайн-форматов для обучения примерно те же, что и для большинства других отраслей, которые трансформировались и получили новый вектор развития посредством цифры.
– Онлайн, прежде всего, это мощнейшее «средство доставки» обучающих форматов, – отмечает Павел Потеев. – Под форматами я имею в виду не только учебный контент (текст, видео, картинки, инфографика, геймификация), но и способы контроля и усвоения, навигацию по курсам, выработку образовательных траекторий, обратную связь от куратора, итоговую сертификацию.
Во-вторых, цифра помогает масштабировать охват: пропускная способность любого традиционного учебного заведения конечна, а у онлайна ограничений существенно меньше.
В-третьих, в определенном смысле онлайн демократизирует обучение, давая потенциальный доступ к спикерам и профессорам ведущих университетов по всему миру тем, кто по экономическим причинам не сможет до этих университетов доехать, учиться и жить во время обучения.
– Значит ли это, что онлайн вскоре может вытеснить традиционный формат полностью?
– Я считаю, что в любом обучении важно соблюдать баланс. Фундаментальное образование необходимо для развития кругозора, формирования базовых ценностей и самой привычки и навыка учиться. Кроме того, в традиционном обучении есть элементы, которые цифровой формат не заменит никогда. Это и навыки презентации и коллективной работы в команде (развивает мышление и социальные навыки – умение излагать свои мысли, дискутировать, спорить). Это и связи, которые нарабатываются в ходе обучения и вводят учащегося в профессиональное сообщество. Есть еще один элемент, который я считаю центральным: в онлайне часто стираются роли ученика и наставника, который проведет его по маршруту освоения дисциплин, обеспечит глубину и объемный взгляд, убережет от заблуждений, поможет сформировать шкалу личных и профессиональных ценностей. Ролевая модель в обучении крайне важна. Не зря достигшие мастерства всегда помнят своих учителей.
Именно поэтому, кстати, многие ведущие мировые университеты выкладывают свои учебные курсы в онлайн. Они при этом не потеряют в конкурентоспособности и востребованности, возможно, только выиграют.
Вернемся к ценности онлайн-формата. Я считаю, что он помогает решить одну фундаментальную проблему – открывает доступ к возможностям непрерывного обучения и освоения новых профессий. Есть очень большое количество специальностей (не все), для которых пять лет и даже четыре – это долго. Без соприкосновения с настоящей работой студент слабо понимает смысл и применимость учебы. В этом один из корней широко известной фразы «забудьте все, чему вас учили в вузе».
Обращаясь к цифровым форматам, слушатели получают возможность учиться непрерывно. Совершенствовать и развивать свои навыки или же осваивать новые профессии в кратчайшие сроки. Главное – внимательно отнестись к подбору курса и выбрать подходящий вариант, ведь качество и глубина онлайн-курсов для разных профессий растет неравномерно.
На примере нескольких людей можно убедиться, как добиться успеха в карьере и повысить свой заработок после онлайн-обучения. Так, например, менеджер по рекламе Олег из города Нижний Тагил рассказал, что после пандемии их фирма, которая занималась организацией конференций, сократила сначала зарплату своим сотрудникам, а затем и штат. Олег попал под это «пандемийное» сокращение, как и тысячи других россиян. Несколько месяцев пытался найти новую работу, встал на учет в службе занятости, но из предлагаемых вакансий его ничего не устраивало. «А снижать планку я не хотел, – говорит Олег. – Глупо сдаваться, если ты профессионал и голова на плечах. Мне надо обеспечивать семью, платить за квартиру, то есть уровень зарплаты должен быть адекватным». В такой отчаянной ситуации спасительным кругом для молодого мужчины стала бесплатная программа онлайн-обучения в рамках проекта «Содействие занятости» в Президентской академии РАНХиГС. «Я подал заявку на специализацию «Маркетинг и реклама», – продолжает он. – Был потрясен тем, какие там сильные преподаватели. Общаясь с ними, перелопатил весь свой опыт, получил массу полезных навыков и знаний. Этот багаж помог мне прийти на гораздо более серьезную вакансию, чем моя должность в прежней компании».
Молодая мама Ольга из Перми, просидев больше двух лет в декрете с дочкой, после онлайн-обучения смогла начать зарабатывать. Вот ее история. По мере того как дочка взрослела, Ольга начала задумываться о работе. «В плане дохода наша семья ощутимо «просела», зарабатывал только муж, – призналась молодая мама. – Но в то же время возвращаться на прежнее место (секретарем в офис с ненормированным графиком) я не хотела. Обратилась за консультацией в РАНХиГС, выбрала направление «Дизайн и мультимедиа», потому что мне это близко: я люблю находить неожиданные ракурсы для фото и видео. По просьбе друзей начала разрабатывать для их компаний логотипы и фирменный стиль. Хочу этим заниматься как профессионал. Сейчас, после завершения учебы, у меня есть для этого база, а не только желание. Работодатели активно откликаются».