Магазин оптики как бизнес
Примерно у 27 млн человек в нашей стране есть проблемы со зрением, и с каждым годом ситуация ухудшается. Основной причиной специалисты называют повальное увлечение гаджетами: ведь современный человек проводит много времени со смартфоном, планшетом или у компьютера. Определенное влияние оказывает экологическая ситуация. Поэтому салоны оптики сейчас очень востребованы. В статье разберем все особенности этого бизнеса.
Особенности бизнеса
Современный салон оптики — многофункциональный центр , который оказывает целый спектр сопутствующих услуг:
- продажа очков и линз с индивидуальным подбором для каждого клиента;
- обследование и консультации офтальмолога/оптометриста;
- реализация лекарств для глаз;
- продажа аксессуаров.
Две основные группы товаров в таких салонах — это контактные линзы и очки.
То есть человек может прийти сюда, не понимая, что именно ему нужно, получить грамотную консультацию, лекарства, и подобранные специально для него очки или контактные линзы.
К преимуществам этот бизнеса относят:
- наличие широкой аудитории и постоянно растущий спрос;
- высокая наценка на эту группу товаров;
- вам не потребуется большая площадь;
- относительно небольшие риски проекта.
Торговля оптикой: бизнес-план
Перед запуском бизнеса необходимо составить грамотный бизнес-план торговли оптикой, включающий следующие разделы: резюме проекта, организационный, производственный, финансовый и маркетинговый план, а также анализ рисков.
Рассмотрим его основные пункты.
Анализ спроса и конкуренции
Примерно у третьей части жителей нашей страны есть проблемы со зрением, а около 20% населения вынуждены носить очки/контактные линзы. Все эти люди — потенциальная целевая аудитория салона оптики в вашем городе. Они вынуждены принимать лекарства, отслеживать изменения своего зрения, периодически покупать новые очки и другие средства коррекции. И вместе с ухудшением зрения у населения количество ваших потенциальных клиентов растет.
Раньше целевой аудиторией оптики были в основном люди пожилого возраста (чаще всего они страдают пресбиопией — возрастной дальнозоркостью, также у них часто встречаются глаукома, катаракта и т.д). Но сегодня среди клиентов оптики все больше молодежи и студентов — им все чаще ставят диагноз астигматизм и миопия. Также проблемы со зрением часто возникают у женщин во время беременности и после родов.
Большинство людей сегодня уже не удовлетворяет дешевая китайская оптика: они выбирают более дорогую и качественную продукцию.
Но учтите, что в этой нише довольно высокий уровень конкуренции. Считается, что на каждые 40 000 населения нужен как минимум один салон оптики. Посмотрите, сколько таких точек уже открыто в вашем городе, насколько высок спрос. Определите свои конкурентные преимущества — это очень важно на этапе запуска и раскрутки проекта.
Салон оптики: аренда помещения
Выбирайте для салона оптики населенные районы города с хорошей транспортной доступностью и пешеходным трафиком. Хорошо, если салон будет расположен недалеко от ТЦ, станций метро, популярных магазинов мужской или женской одежды и обуви.
Вам потребуется помещение площадью как минимум 20-25 кв. метров, если вы планируете только продавать очки и сопутствующие товары, и от 50 кв. метров — если также предлагаете прием у оптометриста и диагностику. Помещение зонируют на торговый зал, склад/складские помещения, кабинет администратора.
При наличии офтальмолога ему потребуется кабинет площадью от 18 кв. метров, расположенный не ниже первого этажа, с естественным и искусственным освещением, а также окна для проветривания и темная комната не менее 4 кв. метров.
В помещении должны быть все необходимые коммуникации — канализация и водопровод, качественная проводка, система вентиляции, отопление. Оно должно полностью соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Покупка оборудования
Офтальмологическое оборудование оптику производят в основном в Италии, Германии, Японии, Корее, также можно найти предложения из Китая и Украины.
Вам потребуется оборудовать рабочее место офтальмолога, а также купить:
- рефракератометр — для контроля состояния глаз и их центровки;
- фороптер со сменными стеклами для проверки качества зрения;
- проектор, который определяет остроту зрения. Но часто вместо него используют стандартную таблицу букв.
Кроме этого, вам могут понадобиться линзы с фотохромом, пневмотонометр, офтальмологический лазер, диоптриметр и пупиллометр. Точный перечень оборудования зависит от объема предоставляемых услуг и квалификации оптометриста.
Читайте также, как открыть массажный салон.
Поиск поставщиков и закупка первой партии средств для коррекции зрения
Стандартный ассортимент включает очки и линзы для коррекции разных проблем со зрением, а также солнцезащитные очки и очки для работы за компьютером/для вождения, оправы, уходовые средства, лекарственные средства для коррекции зрения, аксессуары.
Старайтесь тщательно подобрать ассортимент; если вы не уверены, какие товары будут пользоваться спросом, не покупайте слишком много. Вашими поставщиками должны быть надежные компании, которые много лет работают на рынке.
Выгоднее всего работать напрямую с производителями, но для небольшого салона это не всегда возможно (есть сложности с заключением прямых договоров, а также сложности с доставкой и растаможкой товара, привезенного из-за границы).
Персонал: офтальмолог и не только
Обычно салоны оптики работают без выходных, поэтому нужно организовать работу с учетом такого графика. Вам понадобится не менее 2 продавцов-консультантов, офтальмолог или оптометрист, а также администратор и технический работник, бухгалтер.
У всех должны быть медицинские книжки, опыт работы. Необходимые качества — вежливость и умение находить подход к клиентам.
Отдельно нужно сказать про должность оптометриста. Она предполагает наличие как минимум среднего специального образования (специальность “медицинская оптика”, квалификация («оптик-оптометрист»). Исключение составляют специалисты, отработавшие не менее 5 лет в салоне с лицензией на доврачебную помощь по медицинской оптике. Они могут спокойно работать и даже получить лицензию.
Отдельный вопрос — образование руководителя организации. Если салон не оказывает медицинских услуг, то образование может быть любым. При наличии консультационных услуг по офтальмологии обычно в штат нанимают зам. руководителя по мед. деятельности — с ВО медицинского университета, сертификатом и переподготовкой по курсу «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Но в редких случаях Росздравнадзор может потребовать наличия медицинского образования и у директора — если отнесет салон оптики к «медицинским учреждениям».
Читайте также: как открыть фитнес-центр.
Реклама и маркетинг магазина оптики
Основные способы продвижения магазина оптики:
- наружная реклама — вывеска с неоновой подсветкой, указатели, банеры. Продумайте яркое освещение в вечерние часы, чтобы ваш салон было видно издалека даже людям со слабым зрением;
- раздача буклетов, визиток, скидочных купонов в бизнес-центрах, оздоровительных центрах, университетах, больницах и клиниках;
- реклама в СМИ, объявления в городских газетах, на городских порталах;
- сайт в интернете, контекстная реклама;
- соцсети, таргетированная реклама;
- смс-рассылка и e-mail-рассылка;
- Для привлечения новых посетителей ведите гибкую ценовую политику, предлагайте скидки, проводите, дарите подарки постоянным клиентам.
Сколько нужно вложить на старте
Вот приблизительный расчет вложений в небольшой салон оптики, в рублях:
- аренда — 35 000;
- ремонт — от 80 000;
- оборудование и мебель — 900 000;
- первая закупка товара — 500 000;
- маркетинг — 50 000;
- оформление документов — 10 000;
- резервный фонд — 500 000.
Итого — более 2 млн рублей. Это примерные цифры; нужно сделать собственный расчет.
Рентабельность бизнеса
Аналитики называют средний чек в салоне оптики — 5000 рублей. Если делать хотя бы шесть продаж каждый день, ежемесячная выручка составит 900 000 рублей. При наценке на продукцию не менее 200% чистая прибыль может составить от 300 000 до 600 000 рублей в месяц. В таком случае можно рассчитывать на то, что вложения окупятся в течение первого года. Но учтите, что рассчитывать на такую выручку может уже раскрученный салон, а не новый проект. Средний уровень рентабельности — около 20%.
Риски бизнеса
Основные рисковые факторы для оптики:
- ошибки при формировании ассортимента — затаривание лишней продукцией, которая будет долго лежать на складе без движения;
- высокая конкуренция;
- проблемы с поиском квалифицированного персонала;
- частые проверки и возможные проблемы с Росздравнадзором и другими проверяющими инстанциями;
- падение покупательской способности населения.
В заключение нужно отметить, что у этого бизнеса возможно большое будущее. Но важно продумать все риски, проанализировать рынок и составить грамотный бизнес-план.
Читайте также: бизнес-план соляной комнаты.
Источник: biznesideas.ru