Выдача закладной в Сбербанке после погашения ипотеки
Закладная — это ценная бумага, удостоверяющая право на залог имущества, обременённого ипотекой. Она обязывает заёмщика полностью выплатить ипотечную ссуду. С помощью этой бумаги можно подтвердить факт наличия денежных обязательств и обременения. Других доказательств, указывающих на существование долга, не требуется. Как получить закладную в Сбербанке в результате погашения ипотечного кредита? Эта процедура проводится в соответствии с законом «Об ипотеке».
Какую информацию содержит документ?
В документе обозначаются следующие пункты:
- ФИО и паспортные данные залогодателя и должника;
- Название и адрес компании (обозначаются в том случае, когда залогодателем является юрлицо);
- Наименование документа, на основании которого возникли финансовые требования;
- Дата подписания кредитного соглашения;
- Размер тела кредита и процентов;
- График погашения задолженности;
- Характеристика залоговой недвижимости;
- Стоимость залога, подтверждённая заключением специалиста;
- 10.Описание юридических оснований, в силу которых имущество принадлежит залогодателю;
- Наименование органа, зарегистрировавшего право собственности (кроме названия указывается номер документа, дата и место регистрации);
- Прямое указание на то, что недвижимость имеет обременение (сервитут, аренда и др.);
- Сведения о государственной регистрации ипотеки;
- Дата выдачи бумаги.
По желанию участников сделки в документе указываются дополнительные данные. Их обычно пишут на листах, прикреплённых к основному документу. Чтобы получить закладную после выплаты кредита, нужно полностью закрыть задолженность перед банком, а также написать заявление на выдачу ценной бумаги.
Депозитарный учёт закладных
Владелец закладной может заключить договор с депозитарием и передать её на хранение профессиональному участнику рынка ценных бумаг. В документе делается пометка о постановке на учёт, а также пишутся реквизиты организации, принявшей документ на хранение.
Передача документа депозитарию даёт следующие преимущества:
Права держателя ценной бумаги, переданной на депозитарный учёт, подтверждаются записью по счёту депо. При смене депозитария в документе проставляется соответствующая отметка.
Передача прав требования по закладной
При уступке прав требования третьей стороне в документе появляется отметка об очередном залогодержателе. Дополнительно должны присутствовать подписи всех предыдущих владельцев. Пометка о новом владельце не делается в том случае, когда ценная бумага помещается в депозитарий.
Переход ценной бумаги осуществляется в результате внесения приходных записей по счёту депо (процедура описана в Федеральном законе номер 43). Уступка прав требования может возникнуть в ситуации, когда обязанности залогодателя исполняет третье лицо. При погашении кредита у третьей стороны возникает право требования ценной бумаги. Для этого нужно подготовить соответствующее заявление и подписать акт приёма-передачи.
Как снять обременение с недвижимости и получить закладную?
Алгоритм снятия обременения:
- Полное погашение ипотечного кредита. Перед внесением последнего платежа клиент должен обратиться к менеджеру банка и уточнить остаток задолженности. После перечисления указанной суммы необходимо оформить в офисе банка справку об отсутствии долгов;
- В банк подаётся заявление о снятии обременения с квартиры;
- Банк готовит закладную и информирует заёмщика о возможности её получения. В документе ставится отметка о том, что обязательства исполнены в полном объёме;
- Закладная регистрируется Росреестром. Клиент может самостоятельно принести ценную бумагу в МФЦ или воспользоваться услугами посредника. При обращении к посреднику нужно быть готовыми к дополнительным расходам. Прекращение регистрационной записи об ипотечном обременении осуществляется на основании заявления, подписанного заёмщиком. При необходимости в Росреестр предоставляется копия доверенности на лицо, которое подписывало отметку о снятии обременения;
- В результате оплаты госпошлины обременение с квартиры снимается.
Новое свидетельство собственнику недвижимости выдаётся через две недели после выплаты кредита и снятия обременения. Выписку о составе собственников можно оформить в МФЦ.
Если Сбербанк не отдаёт закладную?
Ипотека — это заём с длительным сроком погашения. За 15-20 лет кредитная организация может неоднократно менять фактический адрес и места хранения документов. Из-за халатности сотрудников банка документ может пропасть во время очередного учёта или ревизии. Банк обязан выдать закладную в течение 30 дней после оплаты жилищной ссуды. Если заёмщика лишают возможности получить документ, то ему следует составить письменную жалобу и отправить её в ЦБ РФ. Вмешательство мегарегулятора в большинстве случаев приводит к тому, что закладная выдаётся в самые короткие сроки.
Если закладная была утеряна, тогда заёмщик может потребовать дубликат. Для этого необходимо составить письменный запрос и направить его в Сбербанк. Полученный документ нужно тщательно проверить на предмет наличия юридически значимой информации (даты, подписи, реквизиты контрагентов). Если сотрудники банка отказываются выдавать дубликат после внесения оставшейся суммы по ипотеке, тогда придётся отстаивать свои права в суде.