Банки просят Росреестр устранить препятствия для ипотечных заемщиков

0

Банки просят Росреестр устранить препятствия для ипотечных заемщиков

Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась в Росреестр с просьбой обратить внимание его территориальных органов на недопустимость отказов в принятии зафиксированных банками на бумажном носителе устных требований заемщиков о предоставлении им «кредитных каникул», говорится в сообщении на сайте ассоциации.
В нем поясняется, что вступившим в силу 3 апреля законом № 106-ФЗ, направленным на поддержку имеющих обязательства по кредитным договорам граждан в условиях распространения COVID-19, предусматривается возможность представления заемщиками-физическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований о предоставлении «кредитных каникул» устно по телефону.
Банки принимают требования по телефону, фиксируют их в письменном виде на бумажном носителе, заверяют подписью уполномоченного лица и после подтверждения установления льготного периода обязаны обеспечить внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке или в закладную. Таким образом, банк должен представить в органы Росреестра комплект документов, включающий требование, переданное заемщиком по телефону.

«Однако банки сталкиваются с тем, что регистрирующий орган отказывает в принятии зафиксированного банком на бумажном носителе и заверенного уполномоченным лицом кредитной организации требования, представленного заемщиком по телефону, аргументируя невозможностью отнесения его ни к оригиналу требования на бумажном носителе, ни к оригиналу требования, составленного в форме электронного документа», — говорится в сообщении.
В нем отмечается, что законодательство, наделяя заемщиков правом представлять требования в устной форме посредством телефонной связи, не обязало их дополнительно предоставлять в кредитную организацию требование на бумажном носителе или в форме электронного документа, а потому банки не могут отказать в принятии требования, переданного заемщиком по телефону.

В АРБ отмечают наличие правового пробела в порядке предоставления в регистрирующий орган для внесения изменений в регистрационную запись об ипотеке или в документарную закладную требования, переданного заемщиком посредством телефонной связи. «Однако, по мнению банковского сообщества, это не должно приводить к невозможности правильного исполнения норм действующего законодательства, исходя из их смысла и духа, тем более, когда это касается защиты прав заемщиков — физических лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию», — говорится в нем.

Источник