Как открыть спортивный магазин
Спортивный магазин может стать перспективным направлением деятельности. Национальные программы охватывают широкий спектр вопросов, касающихся здорового образа жизни, нацелены на стимулирование граждан к занятиям спортом. К 2024 году планируется вовлечь больше половины россиян к регулярным физическим занятиям. И развитие малого и среднего предпринимательства в этой отрасли, является приоритетным.
Полномасштабный локдаун в 2020 году изменил рынок. Когда трафик ушел с улиц и торговых центров, активно развивались онлайн магазины, маркетплейсы, интернет доставка. Выиграют те компании, которые учитывают текущие реалии в бизнес модели и превосходят своих конкурентов. Спрос не исчез, несмотря на кризис и снижение реальных доходов граждан. Люди хотят быть в форме, вести активную и здоровую жизнь.
Федеральные сетевые магазины в кризис формировали положительный имидж бренда, переделывали специализированные маски, передавали их медработникам. Фитнес центры проводили бесплатные онлайн тренировки, предлагали в аренду оборудование и инвентарь по минимальной цене. Конкурировать с ними сложно.
Однако, спрос на спортинвентарь во время самоизоляции вырос, на отдельные группы товаров на 50%-200%. Люди активно приобретали домашние тренажеры, турники, гантели, коврики для йоги, фитнеса, спортивные аксессуары. Как утверждают эксперты, эта тенденция сохранится, так как будет развиваться формат онлайн занятий.
Плюсы и минусы бизнеса
- высокие первоначальные вложения на аренду помещения, приобретение товара в ассортименте, создание интернет магазина и удобной службы доставки;
- бизнес подвержен сезонности, нивелировать которую возможно за счет ассортимента, а это потребует увеличение арендной и складской площади;
- высокая конкуренция, широко представлены федеральные сети, маркетплейсы;
- рост доллара, увеличение закупочной стоимости иностранных спортивных товаров;
- рост стоимости франшизы на известные спортивные бренды;
- рынок имеет перспективы роста, в том числе за счет государственной поддержки;
- анализ рынка и поиск новых российских производственных предприятий, открывает перспективы эксклюзивного представительства на столичном рынке и в регионе;
- региональный бизнес может найти свободные ниши для открытия специализированного магазина (оборудование, экипировка, одежда, для конкретного вида спорта) или предложить товары в сегменте эконом, которые не представлены широко в сетевых магазинах.
Пошаговый бизнес план спортивного магазина
- Анализ рынка спортивных товаров. Формирование бизнес стратегии, в том числе с привлечением экспертов. Подготовка финансового и бизнес плана.
- Регистрация компании. Выбор системы налогообложения.
- Подбор торгового помещения и склада. Ремонт, получение разрешительной документации для ведения деятельности.
- Выбор выгодных условий работы с поставщиками товаров, услуг, оборудования.
- Проработка условий доставки товаров, в том числе за счет компаний-посредников.
- Подбор и обучение персонала.
- Создание сайта, интернет магазина, установка программного обеспечения.
- Проведение рекламной акции.
- Подготовка магазина к открытию.
Анализ спроса и конкуренции
Конкуренция высокая. Крупные федеральные сети (Спортмастер, Декатлон, Триал-Спорт и другие) предлагают выгодные условия, удобную доставку, широко представлены на региональном и столичном рынке. Спросом пользуются такие площадки, как Озон, Беру, Вайлдберриз и другие маркетплейсы. Конкурировать с ними сложно, поэтому важно провести анализ рынка на этапе планирования и найти свою нишу.
Потребители сегодня ищут информацию и готовы приобретать товары, которые помогут заниматься спортом дома. К таким товарам относится удобная одежда и обувь (для занятия спортом и свободного времяпровождения). Спортивный инвентарь, тренажеры и турники, спортивные аксессуары. Этому способствует популяризация здорового образа жизни, рост бесплатных спортивных тренировок в социальных сетях и YouTube.
Определяемся с форматом и ассортиментом
Анализ рынка на старте поможет определиться с концепцией, которая будет востребована в регионе присутствия бизнеса. Формат магазина зависит также от финансовых возможностей компании.
- магазин класса премиум – официальный представитель крупного бренда;
- специализированный магазин – реализует товары для занятий одним видом спорта;
- универсальный магазины – представляет широкий ассортимент товаров.
Ассортимент универсальных магазинов представлен следующей продукцией:
- спортивная одежда, обувь для спорта и активного отдыха;
- профессиональная экипировка;
- инвентарь, для занятия различными видами спорта и аксессуары;
- спортивное питание;
- снаряжение для туризма и отдыха;
- крупногабаритные товары: тренажеры, байдарки, велосипеды, турники, боксерские груши и так далее.
При формировании ассортиментной матрицы важно ориентироваться на целевых покупателей, разбираться в специфике спортивных товаров.
Поставщиками выступают производители, оптовые компании, брендовые фирмы. Работа напрямую с китайскими производителями потребует дополнительных затрат на доставку, таможенную очистку, аренду склада.
Выбор помещения и локации
Для универсального магазина оптимальная площадь 200 — 250 кв.м. Она позволит наполнить зал основными товарными группами, в том числе габаритными. Выделить площадь для торгового зала, подсобных помещений и примерочных.
Если финансовый бюджет ограничен, возможно рассмотреть открытие магазина узкой специализации в формате самообслуживания, площадью 100-150 кв.м. Такой формат стимулирует покупателя на спонтанные покупки и позволяет увеличить средний чек. Однако, ассортимент такого магазина будет ограничен.
В кризис, отдельно стоящие магазины использовались как пункты самовывоза, в то время как локации в торговых центрах были закрыты. Однако, локация в торговом центре имеет высокий трафик, не требует больших затрат на ремонт помещения и получение разрешений.
Отдельно стоящее помещение должно быть доступным, иметь удобную парковку, соответствовать нормам контролирующих служб. Оптимально, если рядом будут расположены спортивные объекты, фитнес центры, тренажерные залы.
Оформление документов
- Регистрация ИП или ООО.
- Система налогообложения ОСН, УСН.
- Регистрация ОКВЭД, основной для розничной торговли 47.
- Установка онлайн кассы, открытие расчетного счета, торговый эквайринг.
- Заключение договора аренды магазина, склада.
- Получение разрешений на ведение деятельности (Роспотребнадзор, СанПин, пожарная служба).
- Подписание договоров с основными поставщиками услуг, товаров, оборудования, программного обеспечения.
- Оформление постоянных сотрудников.
Необходимое оборудование
- торговое оборудование (витрины, стеллажи, оборудование для примерочных, предметы интерьера, зеркала);
- кассовое, офисное оборудование;
- программное обеспечение;
- оборудование для оснащения магазина (охранная, пожарная сигнализация, видеонаблюдение);
- расходные материалы (манекены, вешалки);
- рекламное оборудование, вывеска.
Найм сотрудников
Для работы специализированного магазина 100-150 кв.м. потребуется нанять не менее 4-х продавцов-консультантов и 2-х кассиров.
Отдать на аутсорсинг, найти фрилансеров, или выполнять самостоятельно работу следующих сотрудников:
- управляющего. Для работы с основными контрагентами, решения организационных вопросов;
- сотрудника на доставку товаров;
- бухгалтера. Для ведения налоговой и управленческой отчетности;
- программиста. Для обслуживания сайта, интернет магазина, продвижения компании в интернете;
- сотрудника на работу в социальных сетях, маркетплейсах, других специализированных площадках (например Авито). Для обработки интернет заказов.
- сотрудника для продажи товаров и услуг компании. Для создания рекламной продукции, с целью увеличения объемов продаж;
- сотрудника чистоты.
Отличительной чертой магазина станет привлечение на должность продавца-консультанта бывшего спортсмена. Он сможет дать ценные советы при выборе спортивных товаров и брендов, расскажет как достичь максимального результата, поддержит разговор на спортивные темы, Будет формировать лояльность покупателей.
Маркетинг
Способы увеличения объемов реализации товара:
- Продажа спортинвентаря на сайтах агрегаторах (например АВИТО, СЛАНДО) и маркетплейсах (Беру, Озон).
- Продажи в социальных сетях и интернет магазине.
- Партнерские программы. Размещение информации о магазине на сайте партнера. Рекомендации тренерского состава, совершать покупки в определенном магазине.
- Спонсорские программы. Экипировка команд, инвестиции в спортивные мероприятия.
- Наружная реклама.
- Реклама в социальных сетях, реклама у блогеров и спортсменов.
- Реклама в интернете, продвижение в поисковых системах. Обзоры на YouTube.
- Акции, скидки, розыгрыши, распродажи.
- Программы лояльности для постоянных покупателей.
- Реклама “в каждый дом”, буклеты, листовки.
- Формирование комьюнити. Круга общения, объединяющего спортивные интересы собственника бизнеса, сотрудников компании, партнеров, постоянных покупателей.
Сколько нужно вложить на старте
Зависит от многих факторов, в том числе объема и формата бизнеса. Требует детальной проработки на этапе планирования. Затраты на открытие узкоспециализированного магазина 100-150 кв.м. не менее 2-3 млн.руб. Затраты на открытия универсального магазина, большей площадью, не менее 7-8 млн.руб.
Рентабельность бизнеса
Данный вопрос требует проработки с учетом ассортимента и особенностей бизнес модели конкретного магазина. Анализ закупочной цены основных групп товаров у разных поставщиков и ее сравнение с розничной ценой конкурентов (в онлайн и офлайн формате), даст представление о наценке.
На рентабельность бизнеса, в конечном итоге влияет много факторов, в том числе: сезон, наличие собственного помещения, выбор поставщика и условия работы с ним (китайский или европейский производитель, оптовая компания), объемы реализации, возможность оптимизировать постоянные затраты, стоимость заемных средств и так далее. Рентабельность узкоспециализированного магазина может быть на уровне 10%-25%. Универсальный магазин, в том числе эксклюзивное партнерство с известными брендами, может показать доходность 30% и более.
Риски бизнеса
- Удорожание проекта, высокие первоначальные затраты. Как результат некорректной подготовки финансового плана.
- Высокая конкуренция. Приход на рынок сетевых игроков, открытие магазинов с аналогичным ассортиментом.
- Снижение спроса на сезонные виды товаров. Отсутствие финансового запаса для диверсификации товарных групп.
- Снижение доходов, в том числе за счет изменения ценовой политики поставщиков. Изменение валютного курса.
- Снижение спроса. В следствие неэффективная рекламы и работы с целевой аудиторией. Отсутствие удобной и эффективной доставки. Изменение потребительских предпочтений.
Источник: biznesideas.ru