Крематорий как бизнес
Кремация — необычный способ захоронения умерших, к которому в нашей стране относятся двояко. Кто-то считает, что это не по христиански, кто-то просто предпочитает естественный порядок похорон близких. Но дефицит территорий под кладбища вносит свои коррективы — с годами услуга кремации становится все более актуальной. Как запустить бизнес с нуля, вы узнаете из этой статьи.
Специфика похоронного бизнеса
Ритуальный бизнес считается прибыльным и стабильным делом.
В зависимости от выбранного формата деятельности и наличия финансов возможно несколько концепций кремирования:
- крематорий с полным спектром услуг, где клиента обслуживают под ключ. От транспортировки тела до поминальных обедов в ресторане;
- короткий цикл: фирма проводит подготовительные мероприятия и непосредственно кремацию с последующим захоронением праха;
- блоковый крематорий: заведение выполняет только процедуру кремации. Все подготовительные и последующие церемонии выполняют другие компании.
Плюсы и минусы бизнеса
Прежде чем начать вкладывать средства в реализацию идеи, оцените сильные и слабые стороны проекта. Ритуальный бизнес имеет свои сложности и специфику.
Плюсы:
- высокая маржа;
- низкая конкуренция во многих регионах.
Минусы:
- крупные стартовые средства для инвестирования;
- сложности с поиском подходящего помещения, отвечающего всем требованиям;
- популярность традиционного способа погребения.
Но преимущества и недостатки конкретного проекта будут зависеть от концепции вашего бизнеса.
Бизнес на кремировании животных
Если речь идет о кремации животных, это вовсе не упрощает процедуру реализации задуманного — к проекту отнесутся так же серьезно, как и к проекту по захоронению людей.
Преимущества бизнеса на кремировании домашних питомцев:
- практически полное отсутствие конкуренции. Компаний, оказывающих подобные услуги — единицы, тогда как спрос на услугу в разы превышает предложение. Особенно это актуально для крупных городов. Минимум конкурентов на старте сводит к нулю риски банкротства на этапе раскрутки крематория;
- кроме основной услуги — кремации, вы можете предоставлять клиентам дополнительный прайс. Это повышает прибыль, ведь все, что связано с ритуальным бизнесом, стоит недешево;
- действующее законодательство практически не накладывает ограничений на данный вид деятельности. Более того, неконтролируемые частные захоронения умерших животных официально запрещены, являются административным нарушением и чреваты штрафом. Его сумма в несколько раз выше, чем стоимость кремации.
Недостатки:
- низкий культурный и правовой статус определенной части населения — особенно сельских жителей, которые по незнанию игнорируют закон и осуществляют несанкционированные захоронения;
- если речь идет о крупном животном, то цена услуги возрастает в 3-4 раза, что сужает круг потенциальных клиентов ритуального салона;
- юридические аспекты правового сопровождения бизнеса создают определенные трудности как при его оформлении, так и на всех этапах ведения деятельности, что говорит не в пользу проекта.
Крематорий для людей как бизнес
Что касается агентств, занимающихся кремацией людей, то здесь преимущества звучат убедительнее:
- постоянный спрос — ритуальный бизнес, пожалуй, единственная сфера услуг, не привязанная к экономической ситуации и материальному состоянию населения. Скорее наоборот, чем ниже уровень жизни и доходы граждан, тем выше смертность;
в сравнении с классической процедурой погребения кремация обходится вдвое дешевле; - проблемы городских кладбищ — мест на них становится все меньше и предать усопшего земле проблематично и дорого. В отличие от кремирования;
- низкая конкуренция — на данный момент крематории есть не во всех регионах страны;
- возможность предоставлять дополнительные услуги, увеличивая прибыль.
Есть и минусы:
- чтобы реализовать идею с нуля, требуются внушительные инвестиции на старте.
законодательная база не регулирует процесс захоронения посредством кремации в полном объеме, что вызывает правовые нарушения и порождает коррупцию; - даже при успешном ведении бизнеса капиталовложения вернутся не ранее, чем через 3-4 года.
Пошаговый бизнес-план крематория
Любой проект начинается с планирования. Основными пунктами грамотной стратегии являются:
- анализ внутреннего рынка услуг, оценка конкурентоспособности;
- выбор собственной концепции;
- регистрация бизнеса;
- финансовый план — смета расходов и прогноз доходной части;
- аренда помещения или строительство здания с нуля;
- приобретение оборудования, расходных материалов;
- найм персонала;
- продвижение;
- оценка рисков и поиск путей их минимизации.
Определяемся с перечнем услуг
Набор услуг, которые оказывают подобные компании клиентам, включает несколько этапов.
Подготовительные мероприятия:
- регистрация факта смерти, оформление соответствующих бумаг;
- транспортировка ритуальных атрибутов на дом заказчика или в морг;
- транспортировка тела умершего;
- гигиенические процедуры;
- хранение тела в холодильной камере.
Виды услуг по кремации:
- срочная кремация;
- с арендой траурного зала и церемониймейстера или без;
- с наличием кабинета для наблюдения родственников за процедурой кремации или без;
- кремация в праздники и выходные — если такая услуга предоставляется, прайс на них выше обычного.
Завершающие мероприятия:
- удаление из праха посторонних примесей;
- упаковка праха в урну;
- герметизация урны;
- нанесение гравировки;
- вывоз запаха за пределы страны;
- временное хранение урны с прахом — плата взимается посуточно.
Дополнительные услуги:
- продажа ритуальных товаров;
- постоянное хранение урны;
- содержание урны на кладбище на постоянной основе;
- оформление пропусков, свидетельств смерти.
Помещение и локация
Удачным расположением крематория является:
- окраина города;
- городское кладбище;
- пустующие территории в черте города, удаленные от центральных районов.
Чем лучше развита инфраструктура в месте локации крематория, тем лучше.
Требования к помещению:
- наличие коммуникаций — водопровод, канализация, надежная электропроводка, газификация, система вентиляции;
- охранная и пожарная сигнализация;
- наличие парковочных мест;
- наличие отдельных входов — для клиентов и транспортировки усопших;
- зеленые насаждения вблизи здания — они поглощают дым.
Обратите внимание! Обязательным требованием надзорных органов является удаленность постройки от жилого сектора на 4-5 км.
Помещение обычно зонируют следующим образом:
- холл;
- кабинет администратора;
- манипуляционная комната;
- ритуальный зал;
- зал для проведения кремации;
- подсобные помещения;
- санузел.
Оформление документов
Оптимальным правовым форматом является ЗАО.
Такой выбор позволяет:
- иметь соинвесторов и соучредителей — это выгодно при дефиците стартового капитала;
- возможность заключать договора с юридическими лицами, что упрощает правовые аспекты деятельности фирмы;
- ведение безналичных финансовых операций.
Следующий шаг после регистрации бизнеса — постановка на учет в налоговые органы. Выберите удобную схему обложения — например, УСН по ставке 6% от доходов. Укажите доступный код деятельности ОКВЭД: 96-03.
Сопроводительные документы:
- договор аренды — если здание находится в собственности предпринимателя, бумага, подтверждающая право владения;
- разрешение Роспотребнадзора;
- согласования с пожарной инспекцией;
- результаты экологической экспертной комиссии.
Необходимое оборудование
Самая дорогостоящая часть оборудования — двухкамерная печь. В процессе функционирования она не выделяет токсичных соединений в атмосферу и безопасна для здоровья человека.
Дополнительно требуются:
- холодильники;
- транспортировочные тележки;
- аппарат для утилизации твердых предметов, которые не поддаются горению;
- контейнеры;
- поддон;
- полки;
- стеллажи;
- офисная мебель;
- стулья.
Расходные материалы:
- защитные маски и очки для персонала;
- одежда — халаты, перчатки, фартуки;
- таблички;
- щетки;
- пластиковая тара — в ней временно хранится пепел.
Найм сотрудников
Штатное расписание компании по кремированию:
администратор — его функции может взять на себя владелец бизнеса. Это экономит вложения в фонд оплаты труда.
По мере поступления прибыли наймите специалиста:
- на ставку;
- оператор;
- механик;
- слесарь;
- разнорабочий;
- уборщица;
- охранник. Как вариант — охранное агентство;
- церемониймейстер.
При выборе кандидатов отдают предпочтение следующим качествам:
- тактичность, умение общаться с людьми в состоянии стресса;
- терпение;
- вежливость.
Оптимальный график работы и количество сотрудников по указанным вакансиям выбирают в зависимости от спроса.
Маркетинг
Специфика проекта вынуждает к использованию строгого формата продвижения услуги. Громкая реклама на телевидении, радио, яркие баннеры — все это даст обратный эффект.
Для продвижения подходят:
- объявления в местных газетах;
- интернет-ресурсы — социальные сети, собственный сайт с актуальным контентом и прайсом услуг;
- брендирование автомобиля, принадлежащего компании и выполняющего транспортировку усопших.
Реклама должна быть деликатной, без малейших признаков агрессии — делайте все вежливо и максимально ненавязчиво.
В качестве объектов размещения рекламы выбирайте:
- ветеринарные клиники — если речь идет о домашних питомцах;
- похоронные фирмы;
- хоспис;
- морги.
Читайте также, как открыть газовую заправку.
Сколько нужно вложить на старте
Чтобы запустить крематорий с нуля, потребуется внушительная сумма.
Средства пойдут на следующие статьи расходов (примерный расчет, в рублях):
- регистрация бизнеса — 10 000;
- приобретение земли под строительство — 2 000 000;
- маркетинг, реклама — 80 000;
- строительство здания под ключ — 14 000 000;
- оборудование — 5 000 000;
- фонд оплаты труда персонала — 350 000;
- резерв — 100 000.
Таким образом, стартовые инвестиции в бизнес составляют 21 540 000 рублей.
Сумма варьируется в зависимости от выбранного формата и концепции бизнеса. Приведенный расчет актуален для крематория с полным циклом услуг.
Рентабельность бизнеса
Период, в течение которого стартовые капиталовложения вернутся владельцу, зависит от ряда факторов:
- спроса;
- величины инвестиций на этапе раскрутки;
- цен на оказываемые услуги и их объем;
- текущие вложения на содержание крематория.
При обслуживании в месяц не менее 80 клиентов средний показатель рентабельности проекта составляет 40%. Чистый доход за указанный период — от 450 000 рублей. Выход в ноль — спустя 6 месяцев. Полный возврат инвестиций — 3,5 года.
Риски бизнеса
Риски банкротства невелики, и все же возможны финансовые потери на этапе его раскрутки.
Учитывайте негативное влияние следующих факторов:
- традиционные похоронные бюро — несмотря на то, что специфика услуг отличается, они также являются конкурентами. Их аргументы — церковные традиции, которые не приветствуют кремацию и отдают предпочтение естественному способу погребения;
экологические службы — даже если все требования соблюдены, регулярных проверок этих инстанций не миновать. При малейших нарушениях требований экологии вам грозят штрафы; - неквалифицированные или недобросовестные сотрудники: воровство ценных вещей покойного — частое явление;
- неприятие долей населения самого принципа кремации: это уменьшает целевой охват и негативно сказывается на востребованности услуги.
Крематорий как бизнес-идея заслуживает детального рассмотрения. При грамотной стратегии действий, наличии инвестиций и эффективному продвижению услуги проект станет прибыльным делом.
Читайте также: бизнес-план похоронного бюро с нуля.
Источник: biznesideas.ru