Крематорий как бизнес

3

Кремация — необычный способ захоронения умерших, к которому в нашей стране относятся двояко. Кто-то считает, что это не по христиански, кто-то просто предпочитает естественный порядок похорон близких. Но дефицит территорий под кладбища вносит свои коррективы — с годами услуга кремации становится все более актуальной. Как запустить бизнес с нуля, вы узнаете из этой статьи.

Специфика похоронного бизнеса

Ритуальный бизнес считается прибыльным и стабильным делом.

Крематорий как бизнес

В зависимости от выбранного формата деятельности и наличия финансов возможно несколько концепций кремирования:

  • крематорий с полным спектром услуг, где клиента обслуживают под ключ. От транспортировки тела до поминальных обедов в ресторане;
  • короткий цикл: фирма проводит подготовительные мероприятия и непосредственно кремацию с последующим захоронением праха;
  • блоковый крематорий: заведение выполняет только процедуру кремации. Все подготовительные и последующие церемонии выполняют другие компании.

Плюсы и минусы бизнеса

Прежде чем начать вкладывать средства в реализацию идеи, оцените сильные и слабые стороны проекта. Ритуальный бизнес имеет свои сложности и специфику.

Плюсы:

  • высокая маржа;
  • низкая конкуренция во многих регионах.

Минусы:

  • крупные стартовые средства для инвестирования;
  • сложности с поиском подходящего помещения, отвечающего всем требованиям;
  • популярность традиционного способа погребения.

Но преимущества и недостатки конкретного проекта будут зависеть от концепции вашего бизнеса.

Бизнес на кремировании животных

Если речь идет о кремации животных, это вовсе не упрощает процедуру реализации задуманного — к проекту отнесутся так же серьезно, как и к проекту по захоронению людей.

Крематорий как бизнес

Преимущества бизнеса на кремировании домашних питомцев:

  • практически полное отсутствие конкуренции. Компаний, оказывающих подобные услуги — единицы, тогда как спрос на услугу в разы превышает предложение. Особенно это актуально для крупных городов. Минимум конкурентов на старте сводит к нулю риски банкротства на этапе раскрутки крематория;
  • кроме основной услуги — кремации, вы можете предоставлять клиентам дополнительный прайс. Это повышает прибыль, ведь все, что связано с ритуальным бизнесом, стоит недешево;
  • действующее законодательство практически не накладывает ограничений на данный вид деятельности. Более того, неконтролируемые частные захоронения умерших животных официально запрещены, являются административным нарушением и чреваты штрафом. Его сумма в несколько раз выше, чем стоимость кремации.

Недостатки:

  • низкий культурный и правовой статус определенной части населения — особенно сельских жителей, которые по незнанию игнорируют закон и осуществляют несанкционированные захоронения;
  • если речь идет о крупном животном, то цена услуги возрастает в 3-4 раза, что сужает круг потенциальных клиентов ритуального салона;
  • юридические аспекты правового сопровождения бизнеса создают определенные трудности как при его оформлении, так и на всех этапах ведения деятельности, что говорит не в пользу проекта.

Крематорий для людей как бизнес

Крематорий как бизнес

Что касается агентств, занимающихся кремацией людей, то здесь преимущества звучат убедительнее:

  • постоянный спрос — ритуальный бизнес, пожалуй, единственная сфера услуг, не привязанная к экономической ситуации и материальному состоянию населения. Скорее наоборот, чем ниже уровень жизни и доходы граждан, тем выше смертность;
    в сравнении с классической процедурой погребения кремация обходится вдвое дешевле;
  • проблемы городских кладбищ — мест на них становится все меньше и предать усопшего земле проблематично и дорого. В отличие от кремирования;
  • низкая конкуренция — на данный момент крематории есть не во всех регионах страны;
  • возможность предоставлять дополнительные услуги, увеличивая прибыль.

Есть и минусы:

  • чтобы реализовать идею с нуля, требуются внушительные инвестиции на старте.
    законодательная база не регулирует процесс захоронения посредством кремации в полном объеме, что вызывает правовые нарушения и порождает коррупцию;
  • даже при успешном ведении бизнеса капиталовложения вернутся не ранее, чем через 3-4 года.

Пошаговый бизнес-план крематория

Любой проект начинается с планирования. Основными пунктами грамотной стратегии являются:

  • анализ внутреннего рынка услуг, оценка конкурентоспособности;
  • выбор собственной концепции;
  • регистрация бизнеса;
  • финансовый план — смета расходов и прогноз доходной части;
  • аренда помещения или строительство здания с нуля;
  • приобретение оборудования, расходных материалов;
  • найм персонала;
  • продвижение;
  • оценка рисков и поиск путей их минимизации.

Крематорий как бизнес

Определяемся с перечнем услуг

Набор услуг, которые оказывают подобные компании клиентам, включает несколько этапов.

Подготовительные мероприятия:

  • регистрация факта смерти, оформление соответствующих бумаг;
  • транспортировка ритуальных атрибутов на дом заказчика или в морг;
  • транспортировка тела умершего;
  • гигиенические процедуры;
  • хранение тела в холодильной камере.

Виды услуг по кремации:

  • срочная кремация;
  • с арендой траурного зала и церемониймейстера или без;
  • с наличием кабинета для наблюдения родственников за процедурой кремации или без;
  • кремация в праздники и выходные — если такая услуга предоставляется, прайс на них выше обычного.

Завершающие мероприятия:

  • удаление из праха посторонних примесей;
  • упаковка праха в урну;
  • герметизация урны;
  • нанесение гравировки;
  • вывоз запаха за пределы страны;
  • временное хранение урны с прахом — плата взимается посуточно.

Дополнительные услуги:

  • продажа ритуальных товаров;
  • постоянное хранение урны;
  • содержание урны на кладбище на постоянной основе;
  • оформление пропусков, свидетельств смерти.

Помещение и локация

Крематорий как бизнес

Удачным расположением крематория является:

  • окраина города;
  • городское кладбище;
  • пустующие территории в черте города, удаленные от центральных районов.

Чем лучше развита инфраструктура в месте локации крематория, тем лучше.

Требования к помещению:

  • наличие коммуникаций — водопровод, канализация, надежная электропроводка, газификация, система вентиляции;
  • охранная и пожарная сигнализация;
  • наличие парковочных мест;
  • наличие отдельных входов — для клиентов и транспортировки усопших;
  • зеленые насаждения вблизи здания — они поглощают дым.

Обратите внимание! Обязательным требованием надзорных органов является удаленность постройки от жилого сектора на 4-5 км.

Помещение обычно зонируют следующим образом:

  • холл;
  • кабинет администратора;
  • манипуляционная комната;
  • ритуальный зал;
  • зал для проведения кремации;
  • подсобные помещения;
  • санузел.

Оформление документов

Оптимальным правовым форматом является ЗАО.

Крематорий как бизнес

Такой выбор позволяет:

  • иметь соинвесторов и соучредителей — это выгодно при дефиците стартового капитала;
  • возможность заключать договора с юридическими лицами, что упрощает правовые аспекты деятельности фирмы;
  • ведение безналичных финансовых операций.

Следующий шаг после регистрации бизнеса — постановка на учет в налоговые органы. Выберите удобную схему обложения — например, УСН по ставке 6% от доходов. Укажите доступный код деятельности ОКВЭД: 96-03.

Сопроводительные документы:

  • договор аренды — если здание находится в собственности предпринимателя, бумага, подтверждающая право владения;
  • разрешение Роспотребнадзора;
  • согласования с пожарной инспекцией;
  • результаты экологической экспертной комиссии.

Необходимое оборудование

Самая дорогостоящая часть оборудования — двухкамерная печь. В процессе функционирования она не выделяет токсичных соединений в атмосферу и безопасна для здоровья человека.

Дополнительно требуются:

  • холодильники;
  • транспортировочные тележки;
  • аппарат для утилизации твердых предметов, которые не поддаются горению;
  • контейнеры;
  • поддон;
  • полки;
  • стеллажи;
  • офисная мебель;
  • стулья.

Расходные материалы:

  • защитные маски и очки для персонала;
  • одежда — халаты, перчатки, фартуки;
  • таблички;
  • щетки;
  • пластиковая тара — в ней временно хранится пепел.

Найм сотрудников

Крематорий как бизнес

Штатное расписание компании по кремированию:

администратор — его функции может взять на себя владелец бизнеса. Это экономит вложения в фонд оплаты труда.

По мере поступления прибыли наймите специалиста:

  • на ставку;
  • оператор;
  • механик;
  • слесарь;
  • разнорабочий;
  • уборщица;
  • охранник. Как вариант — охранное агентство;
  • церемониймейстер.

При выборе кандидатов отдают предпочтение следующим качествам:

  • тактичность, умение общаться с людьми в состоянии стресса;
  • терпение;
  • вежливость.

Оптимальный график работы и количество сотрудников по указанным вакансиям выбирают в зависимости от спроса.

Маркетинг

Специфика проекта вынуждает к использованию строгого формата продвижения услуги. Громкая реклама на телевидении, радио, яркие баннеры — все это даст обратный эффект.

Для продвижения подходят:

  • объявления в местных газетах;
  • интернет-ресурсы — социальные сети, собственный сайт с актуальным контентом и прайсом услуг;
  • брендирование автомобиля, принадлежащего компании и выполняющего транспортировку усопших.

Реклама должна быть деликатной, без малейших признаков агрессии — делайте все вежливо и максимально ненавязчиво.

В качестве объектов размещения рекламы выбирайте:

  • ветеринарные клиники — если речь идет о домашних питомцах;
  • похоронные фирмы;
  • хоспис;
  • морги.

Читайте также, как открыть газовую заправку.

Сколько нужно вложить на старте

Чтобы запустить крематорий с нуля, потребуется внушительная сумма.

Крематорий как бизнес

Средства пойдут на следующие статьи расходов (примерный расчет, в рублях):

  • регистрация бизнеса — 10 000;
  • приобретение земли под строительство — 2 000 000;
  • маркетинг, реклама — 80 000;
  • строительство здания под ключ — 14 000 000;
  • оборудование — 5 000 000;
  • фонд оплаты труда персонала — 350 000;
  • резерв — 100 000.

Таким образом, стартовые инвестиции в бизнес составляют 21 540 000 рублей.
Сумма варьируется в зависимости от выбранного формата и концепции бизнеса. Приведенный расчет актуален для крематория с полным циклом услуг.

Рентабельность бизнеса

Период, в течение которого стартовые капиталовложения вернутся владельцу, зависит от ряда факторов:

  • спроса;
  • величины инвестиций на этапе раскрутки;
  • цен на оказываемые услуги и их объем;
  • текущие вложения на содержание крематория.

При обслуживании в месяц не менее 80 клиентов средний показатель рентабельности проекта составляет 40%. Чистый доход за указанный период — от 450 000 рублей. Выход в ноль — спустя 6 месяцев. Полный возврат инвестиций — 3,5 года.

Риски бизнеса

Риски банкротства невелики, и все же возможны финансовые потери на этапе его раскрутки.

Крематорий как бизнес

Учитывайте негативное влияние следующих факторов:

  • традиционные похоронные бюро — несмотря на то, что специфика услуг отличается, они также являются конкурентами. Их аргументы — церковные традиции, которые не приветствуют кремацию и отдают предпочтение естественному способу погребения;
    экологические службы — даже если все требования соблюдены, регулярных проверок этих инстанций не миновать. При малейших нарушениях требований экологии вам грозят штрафы;
  • неквалифицированные или недобросовестные сотрудники: воровство ценных вещей покойного — частое явление;
  • неприятие долей населения самого принципа кремации: это уменьшает целевой охват и негативно сказывается на востребованности услуги.

Крематорий как бизнес-идея заслуживает детального рассмотрения. При грамотной стратегии действий, наличии инвестиций и эффективному продвижению услуги проект станет прибыльным делом.

Читайте также: бизнес-план похоронного бюро с нуля.

Источник: biznesideas.ru