На пути к низкоуглеродному будущему

5

«Роснефть» рассказала о своей работе по снижению выбросов парниковых газов

Охрана окружающей среды при ведении хозяйственной деятельности – абсолютный стандарт наших дней, знаковый элемент корпоративной культуры. Для «Роснефти» это является одним из ключевых приоритетов: компания первой в России установила долгосрочные цели по предотвращению выбросов парниковых газов, представив в декабре прошлого года «План по углеродному менеджменту до 2035 года». Документ лег в основу экологической повестки «Роснефти» в контексте низкоуглеродного развития отечественной экономики.

На пути к низкоуглеродному будущему

Фото: pixabay.com

О нем было много сказано на прошедшей 25 февраля видеоконференции с участием менеджеров компании. План, в частности, предусматривает: предотвращение выбросов парниковых газов в объеме 20 млн тонн CO2-эквивалента; сокращение интенсивности выбросов в нефтегазодобыче на 30%; достижение интенсивности выбросов метана ниже 0,25%; нулевое рутинное сжигание попутного газа.

Собственно, речь идет не просто о долгосрочной стратегии и путях ее реализации, а, скорее, о философии и стремлении стать первопроходцем, новатором и лидером. Экологические мероприятия  включают в себя работу по многим направлениям: это и программа энергосбережения, и инвестиционная газовая программа, и инициативы по утилизации попутного нефтяного газа, и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

      Технологии и инновации

Каждый пункт, каждое звено в этой сложной цепи ставит перед компанией целый комплекс взаимосвязанных задач, требующих порой нетривиальных решений. Взять хотя бы контроль над выбросами метана, который имеет многократно более высокий потенциал воздействия на климат, чем CO2. В 2019 году компания подписала «Руководящие принципы по метану», примкнув к инициативе ведущих международных нефтегазовых компаний – BP, Eni, ExxonMobil, Shell, Equinor. В том же году она сократила фугитивные выбросы метана на 73%, прежде всего за счет усовершенствования производственных процессов и внедрения инноваций: таких как лазерные и тепловизионные приборы сканирования, ультразвуковые детекторы.

«Все это в совокупности позволит снизить интенсивность выбросов метана до 0,25%, что соответствует лучшим мировым стандартам, − рассказывает Брайан Маклеод, вице-президент «Роснефти» по промышленной безопасности, охране труда и экологии. – «Руководящие принципы» открыли нам доступ к наиболее передовым на сегодняшний день технологиям. Мы обрели бесценный опыт, который, в частности, намерена перенять компания BP. В феврале мы подписали с ней соглашение о стратегическом партнерстве в области углеродного менеджмента и устойчивого развития».

Уже сегодня по удельным выбросам «Роснефть» занимает одну из лидирующих позиций в отрасли. Как отмечают эксперты, по итогам 2019 года интенсивность прямых выбросов парниковых газов «Роснефти» в секторе добычи (нефть и газ) составила 19,6 кг СО2-эквивалента на б.н.э. по сравнению с 25,9 СО2-эквивалента на б.н.э. у BP и 35,3 − у Exxon Mobil. Если взять другой показатель – стоимость выбросов для компании, – то «Роснефть», по словам экспертов, за тонну СО2 платит около 60 тыс. рублей налогов, тогда как у «Газпрома» и «Норникеля» этот показатель составляет около 11−12 тыс. рублей.

Для сокращения утечек метана в своей транспортной инфраструктуре «Роснефть» применяет дроны – например, в «Самотлорнефтегазе» и «РН-Краснодарнефтегазе». С 2021 года компания планирует ежедневно использовать беспилотные летательные аппараты на месторождениях «Харампургнефтегаз». В условиях низких температур Крайнего Севера эта техника незаменима.

Еще одним важным аспектом снижения углеродного следа является механизм природного поглощения: за последние три года компания и ее дочерние общества высадили около 3,5 млн деревьев по всей России. А к 2035 году ставится еще более масштабная цель – раскрыть потенциал поглощающей способности отечественных лесов, в рамках своей программы по лесонасаждению и поддержанию лесных экосистем для компенсации выбросов.

«Роснефть» реформирует и саму структуру своих производств в пользу более экологически чистых продуктов. В период с 2013 по 2020 год добыча природного газа компанией выросла в 1,6 раза – до 62,8 млрд кубометров в год. По итогам прошлого года доля газа превысила 20% от общей добычи углеводородов, достигнув 51,7 млн тонн нефтяного эквивалента. «Роснефть» ожидает, что доля газа в совокупной добыче углеводородов компании к концу 2022 года вырастет до 25%, в том числе благодаря запуску проекта «Роспан», а также разработке сеноманских залежей Харампурского месторождения», − сказал первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро.

По словам советника вице-президента по промышленной безопасности, охране труда и экологии компании Тайрона Калпи, «Роснефть» рассматривает возможности по использованию своих подземных хранилищ и выработанных месторождений для проектов по улавливанию, хранению и химической нейтрализации углерода. Речь идет о технологии CCUS (carbon capture, utilization and storage), одного из наиболее перспективных инструментов реализации Парижского соглашения о климате. Кроме того, отмечает топ-менеджер «Роснефти», компания осуществляет программу по широкому внедрению автозаправок с компримированным природным газом (КПГ), а также (в рамках пилотного проекта) АЗС, оснащенных технологией зарядки электромобилей.

К этому следует добавить, что постоянно улучшаются характеристики выпускаемых моторных топлив и расширяется география их поставок. С 2020 года компания продолжила увеличивать число АЗС, предлагающих новые виды топлива с улучшенными экологическими характеристиками – высокооктановое Pulsar 100, «Евро-6» на базе АИ-95, а также линейку топлив с технологией ACTIVE на АЗС сети BP. Высокоэкологичное топливо «Евро-6», которое начали производить только в 2018 году, уже можно приобрести на 750 заправках России, при этом объем его производства всего за год вырос более чем вдвое, составив 1,3 млн тонн на конец 2020 года.

А на заводах в Германии «Роснефть» в соответствии с немецким и европейским законодательством на постоянной основе использует как традиционные биокомпоненты (биодизель, биоэтанол), так и биотопливо второго поколения – HVO, полученное путем гидрирования растительного масла. Сегодня на НПЗ и многочисленных терминалах по всей Германии дочернее предприятие «Роснефти» − Rosneft Deutschland – осуществляет блендинг (технология смешивания разных видов топлива) более 500 тысяч тонн биотоплива в год. Которое затем поставляется клиентам на территории Германии, Польши и Австрии.

Новые проекты и международные рейтинги

Текущий «План по углеродному менеджменту до 2035 года» неотделим от давней и проверенной стратегии энергоэффективности. С 2013 года в компании функционирует Комиссия по энергоэффективности, а с 2009-го реализуется программа энергосбережения, основная задача которой – снижение потребления энергоресурсов, улучшение экономических, экологических и производственных показателей. Программа включает в себя повышение эффективности производства электроэнергии, тепла и топлива, оптимизацию и модернизацию оборудования. Программа уже обеспечила значительную экономию электроэнергии в размере 4,5 млн тонн нефтяного эквивалента, что дало экономический эффект, равный 39 млрд рублей.

«В соответствии с нашим пятилетним планом объем «зеленых инвестиций» компании составляет 300 млрд рублей, − заметил Алексей Салин, советник «Роснефти» по стратегическому планированию и инвестициям в ранге вице-президента. –Энергоэффективность и снижение углеродного следа – две неразрывные части одного целого».

Необходимость сокращения выбросов CO2 неизменно учитывается при запуске всех новых добычных проектов. Так, один из самых ярких проектов компании – «Восток Ойл» на Таймыре − с самого начала проектировался как низкоуглеродный. Его углеродный след (расчетная интенсивность выбросов) оценивается лишь в четверть типичного среднего мирового уровня по новым крупным нефтяным проектам. Это около 12 килограммов CO2 на баррель добычи, тогда как обычный показатель для новых месторождений, по данным Wood Mackenzie, – 50 килограммов. Для энергоснабжения «Восток Ойл» планируется использовать в том числе природный газ, а также − в полном объеме – попутный нефтяной газ. Проект также будет обеспечен локальной генерацией ветрового типа. Уже проведены соответствующие метеоисследования – там, где это возможно, будут специальные ветровые поля. Кроме того, нефть с «Восток Ойл» имеет очень низкое содержание серы, на уровне менее 0,05%, что в 24 раза ниже, чем в среднем по миру. А интенсивность выбросов метана не превысит 0,2%. Словом, проект будет работать по высочайшим экологическим и социальным стандартам.

Все эти усилия нашли адекватное отражение в международных «табелях о рангах». Например, согласно рейтингам CDP, компания вошла в число мировых лидеров в категориях «Климат» и «Водные ресурсы». А агентства Refinitiv и Bloomberg сочли ее лучшей российской нефтегазовой компанией.

В конце 2020 года рейтинг «Роснефти» FTSE Russell был повышен до 3,9 балла по пятибалльной шкале. По своим показателям компания опередила 84% участников рейтинга международной нефтегазовой отрасли Индекса отраслевой классификации (ICB supersector). В частности, компания значительно улучшила позиции в категории «Социальная сфера», которая учитывает показатели в области прав человека, поддержки коренных малочисленных народов, условий труда, промышленной безопасности и охраны здоровья.

«Высокие строчки в ESG-рейтингах − это не самоцель для «Роснефти», − заявил Дидье Касимиро, − это отражение текущей деятельности компании и показатель устойчивости ее бизнес-модели. Привлекательность компании для инвесторов продолжит расти».

Напомним, вчера акции компании пробили очередной исторический максимум в 533 руб.

Источник