Новый поворот в строительстве «Северного потока — 2»: «Академик Черский» спешит на помощь

0

Сил на достройку газопровода бросается все больше

Ежедневно новый российский газопроводный маршрут «Северный поток — 2»(СП-2) еще как минимум на 300 метров продвигается к точке назначения — немецкому порту Грайфсвальд. К барже «Фортуна», которая, несмотря на американские санкции, продолжает строительство морской ветки, готов присоединиться трубоукладчик «Академик Черский». Его участие в проекте, по идее, должно сократить сроки введения газового маршрута в эксплуатацию. Но представители «Газпрома» уже перенесли расчетный срок окончания строительства СП-2 с апреля на осень. Маневры трубоукладчиков и парадоксы со сроками окончания строительства газопровода «МК разъяснил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь ЮШКОВ.

Новый поворот в строительстве «Северного потока - 2»: «Академик Черский» спешит на помощь

— «Академик Черский», которого многие видели главным достройщиком СП-2, довольно долго не вступал в дело. Кто-то говорил, что из-за технической неготовности, кто-то – из -за опасения попасть под санкции Вашингтона. Сейчас трубоукладчик готов к работам в акватории Балтийского моря?

— Есть подозрения, что да: «Черский» по-настоящему готов к проведению строительных работ. «Газпром» крайне скупо делится информацией об успехах и перспективах завершения строительства СП-2. Такая политика, судя по всему, проводится намеренно, поскольку любой прогресс в отношении завершения проекта сразу становится объектом пристального внимания противников пуска трубопровода в эксплуатацию. Очередной шаг вперед расценивается Вашингтоном как личноеоскорбление, поэтому тут же следует реакция в виде угрозы введения новых санкций.

— Следовательно, стоит ожидать, что в отношении «Черского» будут введены новые санкции?

— До того момента, как «Академик» снова подключился к строительству трубы, официально санкции его не касались — формально судно не проводило работы, попадающие под запрет американских ведомств. Ограничения касаются запрета на участие в строительстве в Европе новых российских газопроводных маршрутов и их финансирования. Для предъявления подобных претензий «Ческому» чисто юридических оснований пока недостаточно, поэтому формально судно может приступить к укладке оставшихся километров трубы.

— Соответственно, и другие технологически обеспеченные суда могут в любой момент подключиться к завершению проекта?

— Санкции в отношении СП-2 вводятся порционно: сначала шаг к достройке делает Россия, затем в ответ включаются с санкциями США и их сателлиты. Каждая компания или каждое из судов, собирающихся принять участие в строительстве трубы, незамедлительно попадает в «токсичный» список оппонентов газопровода. Их сотрудничество с иными европейскими или заокеанскими проектами тут же ставится под сомнение и их участие в строительстве может быть постфактум обложено санкционными мерами, что приводит к отказу от сотрудничества с владельцами СП-2. Таких примеров уже немало.

— И все-таки: чем конкретно занимаются «Фортуна» и «Академик Черский»?

— Изначально задачи, возлагаемые на «Фортуну» и «Академика Черского», были распределены по специализации задействованных в проекте судов: баржа должна была обустроить газопроводные участки на небольших глубинах Балтийского моря, а трубоукладчик — достроить маршрут на глубоководной дистанции. До своей отправки к месту работы, «Черский» подвергся серьезной модернизации. Это заметно по изменению дислокации судна: «Академик» в течении нескольких месяцев перемещался между различными портами в Балтийском море, где, очевидно, продолжались работы по совершенствованию его технологического оборудования. Теперь же, исходя из последних данных по передвижению трубоукладчика, сначала «Черский» перебазировался из немецкого порта Мукран в соседний судостроительный город Росток, затем направился в другой немецкий порт Висмар, а потом выдвинулся в направлении незавершенных участков СП-2. «Фортуна» в свое время проделала аналогичный маршрут: теперь баржа продолжает работу в акватории Балтийского моря, невзирая на обрушившийся на нее санкционный прессинг. «Черский», скорее всего, будет действовать по аналогичному принципу: российской стороне в настоящее время важнее достроить газопровод и запустить его в эксплуатацию, чтобы урегулировать все инвестиционные контракты с Европой (страны ЕС выделили «Газпрому» около $5 млрд в виде кредитов на строительство трубы — «МК»), а потом уже планировать дальнейшую работу новой газотранспортной системы. Сначала работы велись в немецких водах Балтики, а февраля 2021 года работы были перенесены на датский отрезок маршрута.

— В какой срок «Черский» сможет подключиться к укладке трубы?

— Сначала судно отправится в район Калининграда, где пройдет ходовые и предэксплуатационные испытания. Это отнимет не менее месяца. За это время «Фортуна» должна завершить строительство на мелководных участках первой нитки газопровода, и перейти к аналогичным работам на второй нитке. «Черский», в свою очередь, приступит к ходовым и пусконаладочным работам на последней дистанции, которые займут еще два месяца, и только потом сможет полностью посвятить себя новому газопроводному маршруту.

— То есть подключение к проекту дополнительного укладчика ускорит завершение строительства?

— Первые пробы по поставке «голубого топлива» по новой трубе «Газпром» сможет осуществить значительно раньше сентября, однако торопиться с введением транспортной системы в эксплуатацию монополия не станет — компания дождется нового отопительного сезона в Европе. До октября-ноября страны Старого Света будут обеспечены топливом, и только ближе к декабрю наша страна может выйти на рынок с новыми контрактами. Конечно, такие сделки не будут расхватываться, как «горячие пирожки», но интерес к ним окажется достаточно высоким, поскольку долгосрочные контракты на поставку российского сырья зачастую оказываются значительно дешевле альтернативных закупок углеводородов. Конечно, многое будет зависеть от погоды. Сначала «Фортуна» прокладывала около 300 метров трубопровода в сутки, а теперь, когда сезонные шторма в Балтийском море прекратились, баржа вышла на ежедневную скорость в 850 метров. Ориентироваться на стабильное прохождение всего расстояния не стоит, но после завершения синхронизации работы обоих судов – «Фортуны» и «Черского» — ежесуточный норматив прокладки трубы не должен опускаться ниже 500 метров.

Источник